ИЛЛЮСТРАЦИИ ИЗ РАЗНЫХ КНИГ
ХАЙКИН Давид Соломонович ХАЙКИН Давид Соломонович ХАЙКИН Давид Соломонович ХАЙКИН Давид Соломонович
Главная » ХУДОЖНИКИ » ХАЙКИН Давид Соломонович
07.02.2013 Просмотров: 3065
Давид Соломонович
Хайкин
10.11.1927 [ Москва, СССР ] — 
21.02.2008 [ Москва, Россия ]

Я люблю цвет. Каждую вещь я решаю прежде всего в цвете ― через него можно добиться большого пластического эффекта, динамики. Искусство ― очень условная вещь. Теперь я понял, что добиваться в плоскости листа объёмного изображения нецелесообразно. Объёмна скульптура, «пространственнен» кинематограф... На бумаге же, на холсте всё должно находиться в одной плоскости…

ХАЙКИН Давид Соломонович

автор: Кира Кононович источник: по материалам интервью и статей в сети

Воспоминания возникают по-разному. Одни летучи. Другие постоянны. С Москвой у Давида Соломоновича было связано детство. Дань ему ― элегические пейзажи переулков Арбата, района Патриарших прудов, Никитских ворот.

В годы войны школьником-старшеклассником Давид жил с родителями в Казани, в Чебоксарах. Здесь началась его первая работа ― в мастерской агитплакатов. Эти агитплакаты позднее вновь появятся в его жизни.

В отличие от большинства сотоварищей-книжников, выпускников Полиграфического института, в 1952 году Хайкин закончил Суриковский институт (МГХИ им. В.И.Сурикова, ныне МАХЛ РАХ). Поступал он на живописный факультет, но после провала на экзамене по марсксистко-ленинской эстетике был сослан на плакатное отделение. Позднее признанный советский мастер Михаил Черемных настолько подружился со своим нечаянным студентом, что сам великодушно ходатайствовал о переводе его на книжное отделение графического факультета: агитационно-пропагандисткие плакаты у его талантливого подопечного не получались  категорически.

Специализация по графическим видам искусства не отменила для Давида Хайкина постоянную работу по живописи. Предпочтение отдавалось пейзажам. Работать на пленере художник не очень любил, тем не менее, одной из самых больших страстей художника стали путешествия. Маленькие и большие. От прогулок по старым московским улицам до поездок по самым разным городам. При этом к путевым зарисовкам большой симпатии не испытывал. Главное ― отстаивалось в памяти. Была важна сумма эмоционального восприятия увиденного, пережитого.

После окончания института молодой живописец постоянно экспонировал холсты на выставках, однако имя, известность ему принесла работа для издательств. Первый опыт оформления детских книг Давид Соломонович получил ещё в студенчестве. С 1950 года он иллюстрировал детские книги для двух крупнейших издательств страны ― «Детской литературы» и «Малыша». Борис Дехтерёв, главный художник издательства «Детская литература», стал одним из учителей молодого графика.

В СССР детских книг выходило много и огромными тиражами: «Воспитание подрастающего поколения» было, как известно, неустанной идеологической заботой властей. Нишей для Давида Хайкина стали книжки для самых маленьких. Здесь картинки доминировали над текстом, а советской пропаганде негде было разгуляться в силу особенностей восприятия мира крохотными людьми. Всего за свою жизнь он проиллюстрировал около 200 книг.

Именно в детской иллюстрации Давид Хайкин стал одним из самых ярких классиков детской книжной иллюстрации прошлого столетия. Ярких — в числе прочего и буквально: мало у кого можно было обнаружить такую цветовую насышенность, такие невероятные и контрастные сочетания пигментов. Даже сугубо зимние композиции — там, где того требовал текст, — выглядят в его книжках по-летнему сверкающими. Всё — в полную силу и сверх того: если жара — то раскалённая, если ночь — то совсем таинственная, с чёрным узором папоротников на фоне эмалево плавящихся синего и фиолетового.

Давид Соломонович был истинным трудоголиком. В своей мастерской он проводил не часы, а буквально сутки. Но когда видишь его работы, не верится, что сделаны они в помещении, в четырёх стенах. Так много в них солнца, силы, буйных красок!

Интересно, что книги, проиллюстрированные «ранним» Хайкиным кардинально отличаются от хорошо знакомых нам ярких и сочных иллюстраций более позднего периода. Приблизительно после 1964 года аккуратный, тонкий, идеально «реалистичный» почерк, которым «писал» Хайкин прежде, в какой-то момент исчез совершенно. Из его рисунков стали полностью исчезать мелкая деталировка, светотень, перспектива. «Переломными» книгами оказались «Сны» А. Введенского, «Не буду просить прощения» С. Прокофьевой (1966), «Голубой метеорит» Р. Сефа (1969), «Властители леса» Луда (1970).

«Я люблю цвет. Каждую вещь я решаю прежде всего в цвете ― через него можно добиться большого пластического эффекта, динамики. Искусство ― очень условная вещь. Теперь я понял, что добиваться в плоскости листа объёмного изображения нецелесообразно. Объёмна скульптура, „пространственнен“ кинематограф... На бумаге же, на холсте всё должно находиться в одной плоскости...»

Детские книги Давида Хайкина — это мир всеобъемлющего оптимизма, устойчивого и безоговорочного. Дома, деревья, люди, звери, небо и земля — всё имеет крепкую форму, внятное место в композиции и яркий цвет, не замутнённый ни белилами, ни сомнениями.

В иллюстрациях Хайкина часто встречаются вальяжные, бочкообразные коты, разноцветные и яркие. Нередко рыжие. И это неслучайно. Прототипом послужил первый кот художника ― большой, пушистый, вальяжный и тоже рыжий. То было ещё во времена студенчества. С тех пор коты сопровождали Давида Соломоновича и его жену Наташу всю жизнь. Со временем кот сделался своего рода «гением места» — фирменным героем художника.

Книги Давида Хайкина выходили многомиллионными тиражами. На прилавках магазинов, на стендах книжных выставок экспрессивно-декоративные работы Давида Хайкина мгновенно приковывали внимание и детей и родителей и молниеносно раскупались. За свои издания художник неоднократно получал престижные награды. За издания «Чудесный клад» («Детские песенки народов Кавказа», 1975) и «Разноцветная книга» (сборник стихов С.Я. Маршака, 1982) был удостоен дипломов 1-й и 2-й степени Всероссийского конкурса детской книги. На этом же конкурсе в 1996 году Давид Соломонович получил диплом за художественное оформление и иллюстрации к «Азбуке» Г.В. Сапгира (издательство «Росмэн», 1995).

ПРОИЛЛЮСТРИРОВАННЫЕ КНИГИ
Давид Соломонович Хайкин: другие статьи