ИЛЛЮСТРАЦИИ ИЗ РАЗНЫХ КНИГ
ОСТРОВ Светозар Александрович ОСТРОВ Светозар Александрович
Главная » ХУДОЖНИКИ » ОСТРОВ Светозар Александрович
29.05.2013 Просмотров: 4496
Светозар Александрович
Остров
07.02.1941 [ Ленинград, СССР ]

Детская иллюстрация должна быть, прежде всего, профессиональной. Её нужно художнику рисовать. А не так, как это делали в начале девяностых и, увы, во многих издательствах делают до сих пор. Это позор. К счастью, сейчас сформировался небольшой, но всё-таки круг хороших детских иллюстраторов. Что внушает надежду...

ОСТРОВ Светозар Александрович

автор: Кира Кононович источник: по материалам интернет-изданий

Рассказывать о Светозаре Острове и легко, и сложно. Легко, поскольку Светозар Александрович — один из самых известных петербургских художников книги, оформивший сотни замечательных изданий, и его искусство получило всеобъемлющее и заслуженное признание. Сложно — потому, что творчество Светозара Острова необычайно многолико, и, хотя за разнообразием манер и техник всегда узнается «рука» мастера, трудно даже представить, что все эти непохожие друг на друга миры созданы одним человеком.

И скажите, положа руку на сердце, ну кому рисовать иллюстрации к детским книжкам, как не художнику с чудным взаправдашним именем Светозар? Ведь именно о его работах кратко можно сказать так ― излучают сказочный свет.

Он родился в 1941 году в Ленинграде. Дата не требует пояснений; город, как птица Феникс, умирал и возрождался из пепла на его глазах. Глаз художника цепок с самого рождения и помнит всё: он действительно помнит эвакуацию в Томск в теплушке в 1941 году, как бабушка передавала закутанного младенца деду через форточку и снаружи стояла пара лошадей, запряжённая в сани; помнит впечатление о морозном и прянично-резном деревянном Томске. И чуть позже ― себя уже четырёхлетнего, читающего по слогам; помнит и салют Победы ― и себя ― на шее у кого-то из маминых знакомых.

Рисовать начал с пяти лет. От судьбы уже было не уйти: родители тоже были художниками (мама училась вместе с Мыльниковым и Тарановым, а рано ушедший из семьи отец был и вовсе советским младо-классиком: его картина «Мы пойдём другим путем» висела в московском Музее Ленина). Дорога предначертана: школа «СХШ», «Репинка» (Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина), сначала живописный, потом графический факультет, который он закончил в 1965 году. Ученик М.А. Таранова и В.М. Звонцова, Светозар Остров стал продолжателем давних традиций лебедевской школы ленинградского «Детгиза». Строгая академическая школа, к счастью, не смогла нивелировать природное обаяние, авантюризм и независимость Светозара.

«Первый свой гонорар я получил одновременно с защитой диплома. Моя мама (она тоже художник) радовалась: „Это хороший знак!“ Действительно, мне повезло: книг, которые бы не нравились, иллюстрировать не приходилось. Издательства почти с самого начала сами звонили и предлагали что-то хорошее».

Первой его работой стали иллюстрации к пьесе «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина, автора «Осеннего марафона», в журнале «Нева». Журнал был многотиражный, но использовал только чёрно-белую печать, да и «взрослую» литературу чаще оформляют в сдержанных тонах.

Журналу требовалась только чёрно-белая графика, а по работам Острова видно, что играть с красками ему необходимо. Так и был сделан шаг в сторону детских издательств. Тем более что в советские годы именно детская область литературы давала возможность не слишком зависеть от идеологического диктата и экспериментировать со стилями. Работы Острова советского периода не устарели со сменой эпох.

Огромная часть его работ — иллюстрации к детским книгам. А детская иллюстрация не терпит ни грана фальши и ставит перед художником высочайшие требования. В ней должны сочетаться доступность выразительных средств — и небанальный взгляд на вещи, увлекательность, обилие деталей — и отсутствие вычурности, точное следование тексту — и буйная фантазия. Графика Светозара Острова, безусловно, обладает всеми этими достоинствами.

В 1964 году была издана первая книга с иллюстрациями Острова. Всего он проиллюстрировал около 200 книг.

«Я много лет проработал с детской книгой: журнал „Костёр“, ленинградский и московский Детгиз, издательство „Малыш“... Если у вас есть в доме старые детские книжки, то наверняка есть и те, что с моими иллюстрациями. Но и взрослые иллюстрировал тоже».

Отвечая на вопрос о любимых художниках, известный детский писатель Сергей Козлов неизменно вспоминал два имени: Лидия Шульгина и Светозар Остров. С последним он сделал одну из самых лучших, самых проникновенных своих книг — «Правда, мы будем всегда?».

Для всех разговоров, даже для тех, которые словами не написаны, художник нашёл свои приёмы, свои краски: тут пронзительно-яркий морковный лес, а там море, с нежнейшими аквамариново-изумрудными переливами волн; тут волк во всех устрашающих подробностях, с жёсткой шерстью, острыми ушами, злыми зубами, а там тихая-тихая тень серого слона; тут обобщённые — несколькими движениями кисти — ласточки, а там конкретная, как на живом кусте — бабочка.

Лес, нарисованный Островым, может быть густым и плотным — ни один волк не продерётся; а может быть прозрачным и сквозным, так что даже слон сквозь него ночью промчится, не задев ни веточки.

Эдуард Шим, Сочини стихи, машина! 1974 Г.-Х. Андерсен, Дочь болотного царя, 1977 Юрий Коваль, Тигрёнок на подсолнухе, 1978 В. Одоевский, Городок в табакерке, 1978

 

Стараясь не навязывать свое видение мира, а подталкивать воображение читателя, Светозар Остров с обманчивой лёгкостью творит истинные шедевры, столь же любимые детьми, сколь и знатоками изобразительного искусства. Приступая к иллюстрированию новой книги, Остров ищет для неё свой, только ей присущий художественный язык, свой стиль, не повторяя уже найденные решения. В этом неустанном поиске нового и таится секрет поразительного мастерства художника и успеха его творчества. Его герои, такие разные, могут быть грациозны, динамичны, порой даже брутальны — но всегда живописны и артистичны, как артистичен сам художник.

«Детская иллюстрация должна быть, прежде всего, профессиональной. Её нужно художнику рисовать. А не так, как это делали в начале девяностых и, увы, во многих издательствах делают до сих пор. Это позор. К счастью, сейчас сформировался небольшой, но всё-таки круг хороших детских иллюстраторов. Что внушает надежду».

Драгоценный ларец, сборник сказок, 1985 Юрий Владимиров, Чудаки, 1985 Сергей Козлов. Правда, мы будем всегда? 1987 Неуловимый ковбой, 1995

 

Многие из нас не только росли вместе с персонажами Андерсена и Перро, Пушкина и Сергея Козлова, которым Остров дал лица и характеры, но и до сих пор читают проиллюстрированных им классиков. Остров проиллюстрировал в своей особенной манере книги Омара Хайяма и Хармса, Толкина и Зощенко, Фрэнсис Бёрнетт и Эдуарда Успенского — находя для каждого особые приёмы, но никогда не теряя своей особой («светозарной», как почти всерьёз говорят искусствоведы) индивидуальности.

«В издательстве Vita Nova вышло две книги с моими иллюстрациями. Одна — „Горе от ума“, эти доски я сделал ещё в шестидесятых годах. Там есть гениальный печатник, он эти доски очистил от ржавчины, потом по ним были снова сделаны оттиски, потом я всё раскрасил (это крашеный офорт). Правда, цвета, к сожалению, напечатались чуть более ядовитые, чем в первом издании шестидесятых. И ещё я им недавно делал Зощенко, „Родные люди“ — они его хотели издать давно, иллюстрации заказали мне. Это уже моя недавняя работа».

Чингиз Айтматов, Белый пароход, 1980 Толкиен, Кузнец из Большого Вуттона, 1988 Лермонтов, Маскарад, 1989 Грибоедов, Горе от ума, 1983

 

Помимо книжной иллюстрации он серьёзно занимается станковой и прикладной графикой. В Союз Художников он вошёл в 1970 году и начал выставляться. Работы Острова удостоены серебряной медали Российской Академии Художеств. Работы художника хранятся в музеях и частных коллекциях Великобритании, России, США, Франции и других стран, в том числе в Музее детской книги в Осаке (Япония).

«Мне в своё время глава ныне разорившегося Тверьуниверсалбанка заказал серию работ „документальной“ графики Петербурга, и я сделал такую серию под названием „Портрет Петербурга“. Интересно, что я оказался первым после Галактионова, сделавшего такую серию в начале девятнадцатого века. Петербург рисовали многие, но так, чтобы весь центр, множество зданий, панорам, памятников — почему-то редко руки у художников доходят».

«Петербургская серия» занимает особое место в творчестве Светозара Острова. В ней всего шестнадцать листов, выполненных акварелью, тушью и восковым мелом на ватмане, что уже в момент их рождения, в 1996 году, можно было расценивать как вызов современному искусству. Когда художник выходит за пределы своего основного художественного жанра — в данном случае иллюстрации, — говорят об особом периоде творчества. Когда он привносит новый взгляд на, казалось бы, заезженные в гламурных снимках виды города (а по ним можно составить отдельную экскурсию), говорят о новой теме в творчестве. Когда художник убирает природные элементы — воду, воздух, землю, — оставляя рукотворные составляющие города висеть в пространстве, — ничего не говорят, потому что хочется затаить дыхание и разглядывать вибрирующие от преломления несуществующего света в несуществующем воздухе совершенно реальные архитектуру и скульптуру.

Его виртуозное мастерство и фантастический дар свободного перевоплощения основаны не только на высочайшем мастерстве графика и неустанном труде. Светозар Остров обладает редким даром несомненной симпатии к миру, на который художник смотрит то серьезно, то с иронией, но обязательно по-доброму и — да простят читатели невольный каламбур — светозарно.

ПРОИЛЛЮСТРИРОВАННЫЕ КНИГИ