Светозар Александрович Остров |
07.02.1941 [ Ленинград, СССР ] |
„ Детская иллюстрация должна быть, прежде всего, профессиональной. Её нужно художнику рисовать. А не так, как это делали в начале девяностых и, увы, во многих издательствах делают до сих пор. Это позор. К счастью, сейчас сформировался небольшой, но всё-таки круг хороших детских иллюстраторов. Что внушает надежду... “
|
Рассказывать о Светозаре Острове и легко, и сложно. Легко, поскольку Светозар Александрович — один из самых известных петербургских художников книги, оформивший сотни замечательных изданий, и его искусство получило всеобъемлющее и заслуженное признание. Сложно — потому, что творчество Светозара Острова необычайно многолико, и, хотя за разнообразием манер и техник всегда узнается «рука» мастера, трудно даже представить, что все эти непохожие друг на друга миры созданы одним человеком.
И скажите, положа руку на сердце, ну кому рисовать иллюстрации к детским книжкам, как не художнику с чудным взаправдашним именем Светозар? Ведь именно о его работах кратко можно сказать так ― излучают сказочный свет.
Он родился в 1941 году в Ленинграде. Дата не требует пояснений; город, как птица Феникс, умирал и возрождался из пепла на его глазах. Глаз художника цепок с самого рождения и помнит всё: он действительно помнит эвакуацию в Томск в теплушке в 1941 году, как бабушка передавала закутанного младенца деду через форточку и снаружи стояла пара лошадей, запряжённая в сани; помнит впечатление о морозном и прянично-резном деревянном Томске. И чуть позже ― себя уже четырёхлетнего, читающего по слогам; помнит и салют Победы ― и себя ― на шее у кого-то из маминых знакомых.
Рисовать начал с пяти лет. От судьбы уже было не уйти: родители тоже были художниками (мама училась вместе с Мыльниковым и Тарановым, а рано ушедший из семьи отец был и вовсе советским младо-классиком: его картина «Мы пойдём другим путем» висела в московском Музее Ленина). Дорога предначертана: школа «СХШ», «Репинка» (Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина), сначала живописный, потом графический факультет, который он закончил в 1965 году. Ученик М.А. Таранова и В.М. Звонцова, Светозар Остров стал продолжателем давних традиций лебедевской школы ленинградского «Детгиза». Строгая академическая школа, к счастью, не смогла нивелировать природное обаяние, авантюризм и независимость Светозара.
«Первый свой гонорар я получил одновременно с защитой диплома. Моя мама (она тоже художник) радовалась: „Это хороший знак!“ Действительно, мне повезло: книг, которые бы не нравились, иллюстрировать не приходилось. Издательства почти с самого начала сами звонили и предлагали что-то хорошее».
Первой его работой стали иллюстрации к пьесе «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина, автора «Осеннего марафона», в журнале «Нева». Журнал был многотиражный, но использовал только чёрно-белую печать, да и «взрослую» литературу чаще оформляют в сдержанных тонах.
Журналу требовалась только чёрно-белая графика, а по работам Острова видно, что играть с красками ему необходимо. Так и был сделан шаг в сторону детских издательств. Тем более что в советские годы именно детская область литературы давала возможность не слишком зависеть от идеологического диктата и экспериментировать со стилями. Работы Острова советского периода не устарели со сменой эпох.
Огромная часть его работ — иллюстрации к детским книгам. А детская иллюстрация не терпит ни грана фальши и ставит перед художником высочайшие требования. В ней должны сочетаться доступность выразительных средств — и небанальный взгляд на вещи, увлекательность, обилие деталей — и отсутствие вычурности, точное следование тексту — и буйная фантазия. Графика Светозара Острова, безусловно, обладает всеми этими достоинствами.
В 1964 году была издана первая книга с иллюстрациями Острова. Всего он проиллюстрировал около 200 книг.
«Я много лет проработал с детской книгой: журнал „Костёр“, ленинградский и московский Детгиз, издательство „Малыш“... Если у вас есть в доме старые детские книжки, то наверняка есть и те, что с моими иллюстрациями. Но и взрослые иллюстрировал тоже».
Отвечая на вопрос о любимых художниках, известный детский писатель Сергей Козлов неизменно вспоминал два имени: Лидия Шульгина и Светозар Остров. С последним он сделал одну из самых лучших, самых проникновенных своих книг — «Правда, мы будем всегда?».
Для всех разговоров, даже для тех, которые словами не написаны, художник нашёл свои приёмы, свои краски: тут пронзительно-яркий морковный лес, а там море, с нежнейшими аквамариново-изумрудными переливами волн; тут волк во всех устрашающих подробностях, с жёсткой шерстью, острыми ушами, злыми зубами, а там тихая-тихая тень серого слона; тут обобщённые — несколькими движениями кисти — ласточки, а там конкретная, как на живом кусте — бабочка.
Лес, нарисованный Островым, может быть густым и плотным — ни один волк не продерётся; а может быть прозрачным и сквозным, так что даже слон сквозь него ночью промчится, не задев ни веточки.
Эдуард Шим, Сочини стихи, машина! 1974 | Г.-Х. Андерсен, Дочь болотного царя, 1977 | Юрий Коваль, Тигрёнок на подсолнухе, 1978 | В. Одоевский, Городок в табакерке, 1978 |
Стараясь не навязывать свое видение мира, а подталкивать воображение читателя, Светозар Остров с обманчивой лёгкостью творит истинные шедевры, столь же любимые детьми, сколь и знатоками изобразительного искусства. Приступая к иллюстрированию новой книги, Остров ищет для неё свой, только ей присущий художественный язык, свой стиль, не повторяя уже найденные решения. В этом неустанном поиске нового и таится секрет поразительного мастерства художника и успеха его творчества. Его герои, такие разные, могут быть грациозны, динамичны, порой даже брутальны — но всегда живописны и артистичны, как артистичен сам художник.
«Детская иллюстрация должна быть, прежде всего, профессиональной. Её нужно художнику рисовать. А не так, как это делали в начале девяностых и, увы, во многих издательствах делают до сих пор. Это позор. К счастью, сейчас сформировался небольшой, но всё-таки круг хороших детских иллюстраторов. Что внушает надежду».
Драгоценный ларец, сборник сказок, 1985 | Юрий Владимиров, Чудаки, 1985 | Сергей Козлов. Правда, мы будем всегда? 1987 | Неуловимый ковбой, 1995 |
Многие из нас не только росли вместе с персонажами Андерсена и Перро, Пушкина и Сергея Козлова, которым Остров дал лица и характеры, но и до сих пор читают проиллюстрированных им классиков. Остров проиллюстрировал в своей особенной манере книги Омара Хайяма и Хармса, Толкина и Зощенко, Фрэнсис Бёрнетт и Эдуарда Успенского — находя для каждого особые приёмы, но никогда не теряя своей особой («светозарной», как почти всерьёз говорят искусствоведы) индивидуальности.
«В издательстве Vita Nova вышло две книги с моими иллюстрациями. Одна — „Горе от ума“, эти доски я сделал ещё в шестидесятых годах. Там есть гениальный печатник, он эти доски очистил от ржавчины, потом по ним были снова сделаны оттиски, потом я всё раскрасил (это крашеный офорт). Правда, цвета, к сожалению, напечатались чуть более ядовитые, чем в первом издании шестидесятых. И ещё я им недавно делал Зощенко, „Родные люди“ — они его хотели издать давно, иллюстрации заказали мне. Это уже моя недавняя работа».
Чингиз Айтматов, Белый пароход, 1980 | Толкиен, Кузнец из Большого Вуттона, 1988 | Лермонтов, Маскарад, 1989 | Грибоедов, Горе от ума, 1983 |
Помимо книжной иллюстрации он серьёзно занимается станковой и прикладной графикой. В Союз Художников он вошёл в 1970 году и начал выставляться. Работы Острова удостоены серебряной медали Российской Академии Художеств. Работы художника хранятся в музеях и частных коллекциях Великобритании, России, США, Франции и других стран, в том числе в Музее детской книги в Осаке (Япония).
«Мне в своё время глава ныне разорившегося Тверьуниверсалбанка заказал серию работ „документальной“ графики Петербурга, и я сделал такую серию под названием „Портрет Петербурга“. Интересно, что я оказался первым после Галактионова, сделавшего такую серию в начале девятнадцатого века. Петербург рисовали многие, но так, чтобы весь центр, множество зданий, панорам, памятников — почему-то редко руки у художников доходят».
«Петербургская серия» занимает особое место в творчестве Светозара Острова. В ней всего шестнадцать листов, выполненных акварелью, тушью и восковым мелом на ватмане, что уже в момент их рождения, в 1996 году, можно было расценивать как вызов современному искусству. Когда художник выходит за пределы своего основного художественного жанра — в данном случае иллюстрации, — говорят об особом периоде творчества. Когда он привносит новый взгляд на, казалось бы, заезженные в гламурных снимках виды города (а по ним можно составить отдельную экскурсию), говорят о новой теме в творчестве. Когда художник убирает природные элементы — воду, воздух, землю, — оставляя рукотворные составляющие города висеть в пространстве, — ничего не говорят, потому что хочется затаить дыхание и разглядывать вибрирующие от преломления несуществующего света в несуществующем воздухе совершенно реальные архитектуру и скульптуру.
Его виртуозное мастерство и фантастический дар свободного перевоплощения основаны не только на высочайшем мастерстве графика и неустанном труде. Светозар Остров обладает редким даром несомненной симпатии к миру, на который художник смотрит то серьезно, то с иронией, но обязательно по-доброму и — да простят читатели невольный каламбур — светозарно.